Уникальные конструкции для метро, созданные на Экспериментальном заводе
Я не очень люблю ездить на метро. А если приходится, то стараюсь побыстрее проскочить турникет и интуитивно приподнимаюсь на цыпочки, стоя на эскалаторе. Однако некоторое время назад я узнала про метро нечто, что заставило меня пересмотреть отношение к подземному способу передвижения. Узнав, что на однокупольных станциях Кировско-Выборгской линии над головой всего два (!) сантиметра бетона, я испытала что-то наподобие катарсиса. Речь идёт о том, что мы привыкли называть «потолком» ‒ о сводных сферообразных оболочках толщиной 20 мм. Машинный способ производства таких тонкостенных армоцементных конструкций был разработан в Ленинграде, на Экспериментальном заводе.
Знать бы я не знала о двух бетонных сантиметрах, но в декабре стечение обстоятельств познакомило меня с директором Экспериментального завода (это реальное название, если что) Валерием Семёновичем Стериным. Завод создали в 1961 году по личному указанию тогдашнего председателя Ленгорисполкома Александра Александровича Сизова. Так в те годы называлась должность самого важного должностного лица в городе. Подозреваю, что это что-то вроде сегодняшнего мэра или губернатора.
Завод с экзотическим названием был создан специально для «для проведения комплексных научно-исследовательских и конструкторско-технологических разработок, создания передовых технологий производства». Под руководством Стерина (а он на заводе, между прочим, уже более 50-ти лет) спецы предприятия участвовали в строительстве таких объектов города, как Дворец спорта «Юбилейный», СКК, Дом Молодежи, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, Ледовый дворец спорта, метро и много ещё всего разного и сложного. Метро меня поразило больше остального, поэтому в этот раз о нём, о глубоком.
Как поведал директор, однажды перед заводом поставили задачу разработать некую конструкцию, позволяющую запросто перекрывать огромные залы, не прибегая ни к фермам, ни к балкам. Не только изготовить, а довести производство и, соответственно, технологию, до совершенства и массового внедрения. Минимальную толщину сделать, решить вопросы с водопроницаемостью, утвердить эталон, а потом передать на серийное применение в Метрострой. Зачем? Тонкие стеночки ‒ сокращение нагрузок и веса конструкций, уменьшение сечения колонн и расхода материалов, облегчение фундаментов.
У того же Метростроя уже был завод, на котором они вручную сделали несколько экземпляров, но до массовости было далеко, поэтому задачу передали более продвинутым товарищам, то есть Экспериментальному заводу. Те по тех.заданию института с невыговариваемым названием ЛенЗНИИЭП разработали технологию, изготовили всю формооснастку и приступили к изготовлению тонкостенных чудо-зонтов.
Впоследствии завод передал технологию Метрострою, но ещё до передачи умудрился Невско-Василеостровскую линию метрополитена сделать целиком, а на Кировско-Выборгской ‒ станции «Площадь мужества», «Политехническая», «Девяткино» («Комсомольская» тогда она называлась).
Не знаю, как для кого, но для меня толщина бетона в 2 сантиметра сопоставима с кроликом, которого хитрый фокусник извлекает из футляра для зубной щётки, с той разницей, что при сооружении метро фокусам и колдовству нет места. А ещё ‒ узнала я о чудо-зонтах не из умных книжек, а от человека, который в далёком уже 1974 их строил.
Литература