История о мосте, пороховом заводе, электроэнегрии и бесконечной энергии одного человека
Чудо было бы еще чуднее, а диво дивнее, случись эта история глубокою зимою, когда в наших широтах по-настоящему темно. Но даже в шесть часов вечера 25 апреля 1879 года, присутствующие на торжественном открытии были поражены новинкой, а особая комиссия впоследствии писала: «Освещение, в случае, если будут устранены замеченные недостатки, будет одним из самых совершенных. Даже при тех случаях негорения, которые были за истекший период, освещение все же можно назвать вполне удовлетворительным, так как сила света настолько велика и так ярка, что никакой другой свет, употребляемый до сих пор в практике, не в состоянии с ним конкурировать».
Речь идет о первом в мире применении освещения большого моста электрическими лампами российского производства. Мост, конечно, Литейный. Лампы, конечно, «свечи Яблочкова». Это чудо стало результатом первых светотехнических работ, в ходе которых были произведены измерения с применением единиц, характеризующих освещенность, аналогичных применяемым поныне. Но, как и любое достижение, это был итог сражения. Бороться пришлось не столько с общей неосведомленностью относительно вопросов безопасности и эффективности электрического освещения, сколько с лобби газовых компаний. Доказывать пришлось тот факт, что 12 электрических фонарей, пусть и с малой силой света, осветят мост равномернее, чем 112 газовых рожков. Были проведены расчеты и построены соответствующие кривые освещенности для газового и электрического освещения моста. Оказалось, что при газовом освещении неравномерность (т. е. отношение максимума к минимуму) равняется 44,5, а при электрическом свете всего 16. К тому же, расчетная стоимость полного газового освещения составила 5697 рублей в год, а электрического 5000 рублей в год.
Руководил проектными и строительными работами петербургский инженер Владимир Николаевич Чиколев. Устроенное им электрическое освещение моста функционировало до мая следующего года. За это время было зафиксировано только 19 случаев потухания на сроки в 3–6 минут из-за соскакивания приводных ремней на машинах. И два случая погасания на час вызывались авариями в паровой машине.
Электричество было главной его страстью, и пропагандой этого метода освещения он безустанно занимался всю жизнь.
«В те часы, когда живительный дневной свет прекращает свою благотворную деятельность, тогда люди, для удовлетворения своих жизненных потребностей, должны прибегать к разным искусственным источникам света, но ни один из таковых, по своим свойствам не мог нам заменить не только вполне, но даже приблизительно превосходные качества дневного освещения… Все искусственные источники света: свечи, масла, газ, нефть и т. п. основаны на горении, на потреблении кислорода из воздуха и снабжении взамен продуктами не только негодными, но стеснительными и иногда не безвредными для дыхания. Во всех помещениях, освещенных такими источниками, идет постоянная конкуренция между ними и людьми: и те и другие энергично уничтожают, часто ограниченный, запас живительного элемента и наполняют воздух одинаковыми извержениями. Давно известный в виде дорогого физического опыта и только что сделавшийся доступным для значительного распространения в практики — электрический свет, есть единственный источник, свет которого основан не на горении, который не нуждается в непрерывном присутствии кислорода и введение которого в наши жилища не только не представляет неприятного и тяжелого соседства, но наоборот, по сходству этого света с солнечным, по его богатству химическими лучами света, он способен действовать на людей и на растения так же живительно, как и солнечный».
В Санкт-Петербург Владимир Николаевич был приглашен из Москвы в 1877 году, на специально учреждённую должность электротехника Главного артиллерийского управления, чтобы заниматься вопросами, связанными с применением электричества в инженерном и минном деле для оборонных целей.
К тому времени он уже был видным ученым, активным деятелем Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, одним из организаторов Политехнического музея и Всероссийской политехнической выставки. К тому времени он уже разработал дифференциальный регулятор, при помощи которого впервые в истории электротехники удалось решить важную техническую проблему, называвшуюся в то время «разделение электрического тока» или «дробление электрического света». К тому времени он уже успел спроектировать дуговую лампу, и даже поспорить за первичность патента на нее с неким немецким предпринимателем З. Шуккертом.
«Резюмирую преимущества моей лампы:
- По инструкции она чрезвычайно проста: полное отсутствие: часовых механизмов, пружин, электрических контактов и тому подобных ненадежных элементов.
- Она не требует никакой регулировки, и вообще помощи человека, перед действием и вовремя его.
- Таких ламп можно вводить в цепь последовательно произвольное число, если это позволяют: напряжение и сила тока.
- Она может действовать при сравнительно очень слабых токах».
Новая должность открывала новые возможности для приложения энергии и любопытствующего характера Владимира Николаевича. Под его руководством были устроены электротехнические мастерские при Орудийном заводе и особая электротехническая лаборатория Главного артиллерийского управления. Военно-инженерное ведомство организовало Офицерские электротехнические классы, приравненные по положению к военным академиям. Он был одним из организаторов VI (электротехнического) отдела Русского технического общества, инициатором создания журнала «Электричество», его бессменным сотрудником и первым редактором. При активном участии Чиколева, в Петербурге в 1880 году, была организована первая в мире выставка по применению электричества.
Являясь сторонником просвещения и всяческого распространения технических знаний, но проводил много времени, читая лекции, в том числе на тему безопасности электрического освещения в зданиях. Обращаясь к сообществу архитекторов, в одной из лекций, он говорил: «Я считаю своевременным обратиться к специальному Обществу с сообщением по вопросу относительно безопасности электрического освещения, преимущественно в пожарном, а также в физиологическом отношениях. Я считаю этот вопрос своевременным тем более, что в ближайшем будущем электрическому освещению предстоит широкое распространение и, без всякого сомнения, с одной стороны, относительно безопасности его могут в обществе обращаться неосновательные иллюзии, в смысле близком к абсолютной его безопасности, а с другой стороны, некоторые случаи из практики могут вызвать безосновательную панику, так как надлежащие понятия о свойствах электричества слишком мало распространены в публике». После чего он принял участие в разработке первых «Правил для безопасного общественного и частного пользования электричеством», составляя таблицы для расчета проводов и, наконец, составил и издал «Справочник для электротехников», являвшийся одним из лучших справочников этого рода в мировой литературе того времени.
Являясь сторонником важности практической апробации любого нового технического изобретения после научных исследований, он, чтобы доказать безопасность электроосвещения, принял участие в разработке освещения Охтенского порохового завода. В 1891 г. Чиколев построил и сдал в эксплуатацию администрации завода «электроход», то есть аккумуляторную шлюпку, оборудованную электродвигателем на 2 и 1/4 л. с., питавшимся от аккумуляторной батареи. Ведь в условиях большой огнеопасности порохового завода, паровые катера нельзя было использовать из-за вылетавших из их труб искр. В этом же проекте он смог доказать выгодность получения света от мощного источника путем его дробления способом «оптической канализации». Источником света служила дуговая лампа, питавшаяся от магнитоэлектрической машины, дававшая 3000 свечей. Лампа была помещена на особой вышке, откуда вели в освещаемое помещение три круглые жестяные трубы, по которым посылались через три линзы три пучка почти параллельных лучей. Внутри освещаемого помещения на трубе устанавливались перпендикулярные патрубки, оканчивавшиеся полусферами из молочного стекла. Перед патрубками в трубе под углом в 45° к оси устанавливались зеркала, отражавшие свет в патрубке. Для того, чтобы можно было распределять пучок света между несколькими помещеньями, в центре первого зеркала амальгама снималась на некотором пространстве, так что часть лучей проходила через стекло и попадала на второе зеркало, в котором делалось тоже приспособление для пропуска пучка лучей на третье зеркало.
А еще, в своих книгах «Не быль, но и не выдумка» и «Отрывки воспоминаний старого электротехника», Владимир Николаевич много мечтал. О том, что роль электричества в жизни общества будет только расти. О том, как сделать его доступным для широких масс. О том, как использовать для получения электрической энергии водяные силы и ветер. «… ветер имеется везде к нашим услугам, он составляет самый удобный посредник для утилизации солнечной теплоты… Ветряные двигатели, поставленные на площади какого-нибудь Канонерского острова, не только могли бы заменить электричеством всякое другое освещение во всем Петербурге, но и дать достаточную электродвигательную работу для всех мелких мастерских города… Я не сомневаюсь, хотя это достанется, конечно, уже на долю наших детей, что перестанут жечь уголь для передвижения поездов железных дорог, а попросят солнце принять на себя этот почтенный труд». И о том, что обязательно следует создать экспериментальный институт электричества, благодаря которому русский изобретатель сможет заслуженно «занять выдающееся место среди гениев мира».
Он умер в результате несчастного случая на 53-м году жизни, успев предсказать, что электричество вскоре войдёт буквально во все сферы жизни человека.
Литература
- Семенова О.С., Кузнецов П.А. «Петербургские инженеры. Полузабытая эпоха», СПб, 2016
- Артамонов И.Д., «Владимир Николаевич Чиколев», Москва-Ленинград, 1948
- Мокина С.Н., «Творческое наследие В.Н. Чиколева», Москва, Политехнический музей, 2002
- Чиколев В., «Дифференциальные электрические лампы», «Электричество», № 3, 1881